Национальный банк Украины (НБУ) рассматривает вопрос о введении такого понятия, как финансовый консультант – такое предложение сделал рынок страхования жизни в подготовленном концепции развития рынка (Стратегия развития лайфового рынка к 2040 году ИФ).
Сообщила агентству "Интерфакс-Украина", в ходе XVI Международной карпатской страховой конференции руководитель проектов и программ департамента лицензирования НБУ, Наталья Гудыма.
Она также подчеркнула, что это позволит иметь специалиста, который будет личным финансовым консультантам гражданина и сможет подобрать ему инвестиционный продукт или продукт защиты жизни и имущества.
По ее словам, в европейской практике регулятор и профильные ассоциации, анализируют продукты, сравнивают их, предоставляют информацию клиенту об их преимуществах. Самое главное обращают внимание на такие статьи договора, которые предусматривают возможном отказе в выплате, которые риски не покрываются.
"Таким образом, потребитель становится более грамотный, он учиться сравнивать, выбирать и формировать необходимый именно ему продукт. И это касается не только страховых услуг, но других финансовых учреждений", - отметила она.
Говоря о том, как часто в Белоруссии бывают случаи, когда страховые компании предоставляют информацию не полную информацию о договоре, затем снижает выплату генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков Ирина Мерзлякова отметила^ "на моей памяти я такого даже не припомню, чтобы обманывали целенаправленно такого вообще нет. У нас эта практика искоренили. У нас очень жесткий надзор, очень жесткое урегурование, особенно в части прав потребителей"
По ее словам, в Белоруссии сильно развит институт жалоб. На жалобу на действие страховой компании отводится строго определенное время. Страховая компания, получив жалобу обязана отреагировать на нее в течение короткого периода времени.
В случае направления жалобы регулятору выясниться, что компания что-то "накосячила" ей много угрожает. Есть моменты когда регулятор видит статистику жалоб по одному направлению, он дает компаниям четкие указания, какие изменения они должны внести в правила.
Например, регулятор требовал отменить пидлимиты при страховании туристов и выплачивать закрепленную в договоре сумму 30 тыс. Евро.
"У нас скорее компании страдают от граждан, пользуясь такими правами целенаправленно начинают раскручивают страховые компании", отметила она.
Она также сообщила, что в Беларуси действует программа финансовой грамотности населения. Сначала она была принята на пятилетку сейчас продолжена. Она предусматривает целый план мероприятий о выполнении которых необходимо отчитываться.
Отвечая на вопрос о роли страховых посредников, в том числе в части финансовой грамотности населения, директор Oakeshott British Insurance Agency Юрий Гришан подчеркнул, что страховые брокеры, зная ситуацию на страховом рынке могут объяснить клиенту на что следует обратить внимание при выборе страховщика, предоставить информацию о его финансовое состояние, помочь получить надлежащую выплату в случае отказа или занижения ее размера.
Он также высказал мнение, что одной из проблем страхового рынка является работа оценщиков. Это касается как несправедливой оценки активов страховщиков, которые, по словам члена Нацкомфинуслуг Александра Залетова, сильно переоценены, особенно в части недвижимости, земли так и конкретных случаев по оценке ущерба полученного в ДТП, при пожаре или иного события.
"Мы неоднократно сталкивались со случаями, когда занижается оценочная стоимость страхового возмещения. Причем это касается как физических лиц, так и крупных предприятий. Например, известная страховая компания, заказывает оценку страховой стоимости судебному эксперту, при которой включается пропорциональность выплаты для предприятия за счет недействительной увеличения стоимости объекта страхования на 39% за период действия договора. Как первый регулятор оценочной деятельности считаю, что необходимо наладить жесткий контроль за работой оценщиков, возможно дорожно единой аккредитации и рецензирование отчетов ", отметил Гришан
Он выразил надежду, что с приходом нового регулятора, усиление контроля за деятельностью страхового рынка, вступлением в действие закона о защите прав потребителей финансовых услуг и увеличение финансовой грамотности населения страховой рынок Украины выйдет на новый, европейский уровень.