Какой будет "автогражданка" в недалеком будущем

Сегодня весь процесс не простого механизма обязательного страхования автогражданской ответственности автовладельцев регулируется законом, который был принят в июле 2004 года, и конечно же за 17 лет он сильно устарел и не отвечает новым реалиям. Поэтому как некоторые страховщики, так и их регулятор - Национальный банк Украины сейчас очень активно работают над созданием нового документа, который значительно увеличит защиту потерпевших в ДТП.  Кроме того, в основу законопроекта закладываются нормы международной Директивы моторного страхования европейского союза, а именно свободное ценообразование, обязательность выплат, прямое урегулирование, выплаты без износа, выплаты на СТО и т.д.

Для того чтобы разобраться, как это отразится на каждом владельце полиса ОСАГО и потерпевших в ДТП рассмотрим основные моменты будущего документа, которые с очень большой вероятностью будут действовать.

И так первое - свободное ценообразование.

 Т.е. регулятор не будет устанавливать фиксированный размер базового тарифа и массу коэффициентов, которые влияют на конечную цену полиса. Стоит ли опасаться того, что цены на ОСАГО вырастут "до небес" думаем нет. Во-первых, и сейчас страховые компании, благодаря коэффициентам, могут значительно повысить стоимость "автогражданки", но они этого не делают, поскольку работает рыночный механизм – зачем покупать очень дорогое если есть дешевле такого же качества. Чем больше цена, тем меньше будет клиентов, а это потеря бизнеса. Тем более, что конкуренция на рынке ОСАГО большая - более 40 компаний. Есть из чего выбирать.

Второе - обязательность выплат.

 Можно сказать, что уже сейчас со сменой регулятора, прекратилась практика ухода страховых компаний "по- английски"-это когда сегодня компания продает полисы, а завтра ее офис закрыт и выплачивать возмещения по ОСАГО некому. И Моторное бюро особо помочь не может, поскольку имеет право выплачивать только после признания судом компании банкротом, а на это уходит годы. С принятием нового закона эта несправедливость будет устранена, и выплата будет производиться сразу.

Третье – выплата без "износа запчастей".

 Поскольку в Украине средний возраст автомобиля составляет от 19 до 24 лет, то большинства автовладельцам, произведенной выплаты никогда не хватает на ремонт автотранспорта, поскольку из-за учета "износа запчастей", она, в среднем, составляет 50%-70% от необходимой суммы. Планируемое изменение законодательства, которое отменит эту норму, позволит после ДТП восстановить автомобиль таким, каким он был до аварии.

Четвертое – значительно вырастут суммы по выплатам.

 Планируется, что выплата за нанесение вреда жизни и здоровью составит 1 млн грн на пострадавшего и 5 млн грн на одно ДТП. А это значит, что хватит денег и на операции, в случае необходимости, и на восстановление здоровья. Что касается выплат на восстановление имущества, то они будут увеличены до 500 тыс. грн на одного потерпевшего и 2,5 млн грн на один страховой случай.

Пятое - что касается быстроты выплат.

 Закрепленная действующим законодательством норма в 90 дней, в которые страховщик должен выплатить возмещение с момента подачи заявления, похоже останется, поскольку согласно ст.22 Евродерективы выплата должна быть произведена в течение 3 месяцев, а дальше включается режим пени. Поэтому, в этом случае, надеяться остается на конкуренцию между компаниями, которые будут заинтересованы платить быстрее с целью привлечения новых клиентов и прямое урегулирование.

Шестое- прямое урегулирование.

 Которое сейчас существует как добровольное и многим страховщикам не интересно, а станет обязательным. Т.е. будет прекращена лотерея: был ли полис ОСАГО у виновника ДТП надежной страховой компании, которая быстро платит, или нет? После принятия закона и хорошо прописанной схемы прямого урегулирования, выплату будет производить компания, у которой был куплен полис, а потом сама требовать регресс со страховщика - виновника ДТП.

Самое интересное, что и Национальный банк Украины, и страховщики, и Моторное бюро, и главное автовладельцы заинтересованы в изменении законодательства и введение этих норм. Осталось надеяться, что такое единогласие даст толчок быстрому принятию документа.

Поэтому пока сегодня остаётся надеяться на продажу надёжных полисов, как по нашей, по сути Британской методике, отбора страховых компаний ежеквартально путём анализа их показателей по скорости выплат, уровню официальных жалоб пострадавших клиентов.